Приказ департамента образования мэрии г.Ярославля №01-05/872 от 10.10.2025 "О внесении изменений в приказ департамента образования мэрии города Ярославля от 29.07.2025 № 01-05/630" Смотреть
Приказ департамента образования мэрии г.Ярославля №01-05/662 от 20.08.2025 "О присвоении статуса муниципальной иновационной площадки, муниципального ресурсного центра образовательным учреждениям на 2025-2026 уч.год" Смотреть
Приказ №01-10/345 от 29.08.2025 Об организации работы муниципальной инновационной площадки "Разработка и внедрение модульной программы обучения педагогов/старшеклассников навыкам использования искусственного интеллекта в образовательном процессе и созданию цифровых образовательных ресурсов" Смотреть
Приложение к приказу от 29.08.2025 № 01-10/345
Перспективный план (Дорожная карта) муниципальной инновационной площадки «Разработка и внедрение модульной программы обучения педагогов/старшеклассников навыкам использования искусственного интеллекта в образовательном процессе и созданию цифровых образовательных ресурсов»
Основная идея проекта: создание и внедрение образовательной программы, позволяющей педагогам и старшеклассникам освоить навыки использования искусственного интеллекта (ИИ) в образовательном процессе и разрабатывать современные цифровые образовательные ресурсы на основе ИИ, тем самым способствуя повышению качества образования и формированию компетенций будущего.
Цели проекта:
- Повышение квалификации и компетенций педагогов в области ИИ и его применения в образовании: обеспечить педагогов необходимыми знаниями, навыками и инструментами для эффективного использования ИИ в своей профессиональной деятельности, включая разработку и адаптацию учебных материалов, персонализацию обучения и автоматизацию рутинных задач.
- Формирование у старшеклассников знаний и навыков в области ИИ, необходимых для успешной учебы и будущей профессиональной деятельности: предоставить старшеклассникам доступное и понятное обучение основам ИИ и применению ИИ для решения образовательных и практических задач.
- Создание и внедрение набора качественных, доступных и адаптированных цифровых образовательных ресурсов на основе ИИ для школьного образования: разработать интерактивные уроки, тренажеры и другие цифровые ресурсы, которые можно интегрировать в учебный процесс и использовать для улучшения обучения.
Задачи проекта:
Для достижения цели 1 (Повышение квалификации и компетенций педагогов в области ИИ и его применения в образовании):
- Разработать и апробировать обучающую программу для педагогов по ИИ в образовании, включающую теоретические и практические модули.
- Организовать серию обучающих семинаров, тренингов и мастер-классов для педагогов с привлечением экспертов в области ИИ и образования.
- Разработать методические рекомендации для педагогов по использованию ИИ в учебном процессе.
Для достижения цели 2 (Формирование знаний и навыков у старшеклассников):
- Разработать адаптированный курс по основам ИИ для старшеклассников, учитывающий их возрастные особенности и уровень подготовки.
- Организовать внеурочные занятия и кружки по ИИ.
- Обеспечить школьников необходимым оборудованием и программным обеспечением для изучения ИИ.
- Организовать конкурсы и олимпиады по ИИ для стимулирования интереса и развития талантов у школьников.
Для достижения цели 3 (Создание и внедрение цифровых образовательных ресурсов):
- Провести анализ потребностей педагогов и школьников в цифровых образовательных ресурсах на основе ИИ.
- Протестировать различные типы цифровых ресурсов, такие как интерактивные уроки, тренажеры, персонализированные учебные программы.
- Создать библиотеку готовых цифровых образовательных ресурсов на основе ИИ и сделать ее доступной для педагогов и школьников.
- Интегрировать разработанные ресурсы с существующими образовательными платформами и системами управления обучением.
- Создать систему менторства, где опытные педагоги и специалисты в области ИИ будут помогать начинающим.
|
№ п/п |
Наименование мероприятия проекта |
Срок реализации проекта |
Результат реализации мероприятия |
Исполнители мероприятия |
|
ЭТАП 1. Подготовительный (сентябрь-ноябрь) |
||||
|
Цель: формирование проектной команды, разработка концепции и детального плана проекта, анализ целевой аудитории и существующих образовательных ресурсов, налаживание партнерских связей. |
||||
|
1 |
Формирование проектной команды и определение ролей. |
Сентябрь |
Наличие команды из квалифицированных и заинтересованных специалистов, обладающих необходимыми компетенциями для реализации проекта. Распределение ролей, ответственности и задач между членами команды, обеспечивающее понимание каждым участником своей зоны ответственности. |
Заместитель директора по УВР, руководители МО |
|
2 |
Разработка концепции проекта и определение ключевых показателей эффективности. |
Сентябрь-октябрь |
Точно сформулированная и обоснованная концепция проекта, подкрепленная набором ключевых показателей эффективности, обеспечивающих возможность объективной оценки успешности реализации проекта. |
Проектно-творческая группа |
|
3 |
Определение целевой аудитории (педагоги и старшеклассники) и их потребностей. |
Август |
Мониторинг потребностей, понимание потребностей целевой аудитории. |
Заместитель директора по УВР |
|
4 |
Заключение соглашений о партнерстве с образовательными учреждениями. |
Сентябрь-октябрь |
Привлечение дополнительных ресурсов; укрепление связей между образовательными учреждениями.Расширение доступа к знаниям и технологиям ИИ. |
Координатор проекта |
|
5 |
Разработка детального плана проекта с разбивкой на задачи и определением сроков выполнения. |
Август |
Перспективный план: повышение эффективности работы команды за счет распределения задач и эффективной коммуникации. |
Руководитель проекта, координатор проекта |
|
6 |
Разработка критериев оценки эффективности программы обучения и цифровых ресурсов. |
Октябрь-ноябрь |
Создание системы постоянного мониторинга и оценки эффективности проекта, конкретность и измеримость показателей), выявление сильных и слабых сторон разрабатываемой программы, стимулирование повышения качества программы. |
Проектно-творческая группа |
|
7 |
Проведение опросов и интервью с педагогами и старшеклассниками для выявления их потребностей и ожиданий. |
Сентябрь |
Включение в программу тем, которые вызывают наибольший интерес у педагогов и старшеклассников, разработка ЦОР, соответствующих потребностям пользователей, предоставление достоверной информации об ИИ и его возможностях. |
Координатор проекта |
|
8 |
Разработка модульной структуры программы обучения для педагогов и старшеклассников. |
Октябрь–ноябрь |
Адаптированность программы обучения под индивидуальные потребности и уровни подготовки педагогов/обучающихся. Персонализация обучения. |
Методисты-разработчики |
|
9 |
Определение технических требований к цифровым ресурсам. |
Сентябрь |
Создание четких и измеримых технических требований к ЦОР. |
IT- специалисты |
|
10 |
Подготовка методических материалов для обучения. |
Сентябрь- ноябрь |
Создание качественных методических материалов для обучения педагогов и старшеклассников в области ИИ.Создание банка ресурсов для использования ИИ в образовательном процессе. |
Замдиректора по УВР, руководители МО, методисты-разработчики |
|
11 |
Проведение инструктивных совещаний по вопросам применения в образовательном процессе ИИ. |
Ежемесячно |
Повышение профессиональной компетентности по вопросу применения в образовательном процессе ИИ |
Руководитель проекта, координатор, участники проектно-творческой группы |
|
ЭТАП 2: Разработка и апробация (декабрь-май) |
||||
|
Цель: Разработка учебных материалов, цифровых ресурсов, апробация модульной программы обучения на пилотной группе педагогов и старшеклассников. |
||||
|
1 |
Разработка учебных материалов для модулей программы обучения (теоретические лекции, практические задания, кейсы). |
Декабрь-февраль |
Наполнение модулей программы качественным содержанием. Внедрение инновационных образовательных технологий в процесс обучения. |
Координатор, методисты-разработчики |
|
2 |
Создание цифровых образовательных ресурсов (интерактивные уроки, тренажеры, инструменты для анализа данных). |
Январь-март |
Создание мультимедийного контента. Адаптация контента и заданий к индивидуальным потребностям и уровню подготовки каждого обучающегося, изучение новых инструментов и методик, основанных на возможностях ИИ. |
IТ-специалисты, методисты-разработчики |
|
3 |
Апробация отдельных модулей программы обучения на фокус-группах педагогов и старшеклассников. |
Февраль-апрель |
Оценка удобства использования и доступности ЦОР (навигация, интерфейс, техническая стабильность, адаптивность, доступность); оценка содержания модулей (ясность и понятность изложения, актуальность информации, практическая применимость, соответствие целям обучения, вовлеченность, эффективность инструментов ИИ, этичность); оценка полезности модулей для профессиональной деятельности с помощью анкетирования, наблюдения, тестирования анализа данных. |
Координатор, педагоги-практики |
|
4 |
Сбор обратной связи от участников апробации и внесение корректировок в учебные материалы и цифровые ресурсы. |
Февраль-апрель |
Объем и качество обратной связи (разнообразие методов сбора, количество участников, детализация и конструктивность отзывов, количество и эффективность внесенных корректировок). Выявление областей для дальнейшего улучшения программы. |
Руководитель проекта |
|
5 |
Разработка системы оценки результатов обучения. |
Февраль-апрель |
Гибкость и адаптированность системы оценки к изменяющимся потребностям программы. (валидность, надежность, практичность, объективность и т.д.) |
Методисты-разработчики |
|
6 |
Завершение разработки учебных материалов и цифровых образовательных ресурсов. |
Апрель-май |
Соответствие учебных материалов целям обучения и учебной программе. Актуальность, достоверность, методическая ценность и техническое качество учебных материалов подтверждено. Материалы приняты педагогами и обучающимися. |
Методисты-разработчики |
|
7 |
Проведение мониторинга успеваемости участников фокус-группы. |
Февраль-апрель |
Создание инструмента для улучшения процесса обучения. Формирование рекомендаций по улучшению успеваемости. |
Педагоги-практики |
|
11 |
Выявление проблемных мест в программе обучения и цифровых ресурсах. |
Декабрь-апрель |
Отчет с подробным описанием выявленных проблем, анализ причин их возникновения и рекомендации по их устранению. |
Координатор, педагоги-практики, IТ-специалисты |
|
12 |
Анализ результатов пилотной программы обучения. |
Май |
Отчет с подробным описанием всех аспектов анализа (методология, результаты, выводы, рекомендации). возможность улучшения программы. |
Участники проектно-творческой группы |
|
13 |
Внесение изменений и улучшений в учебные материалы, цифровые ресурсы на основе полученной обратной связи. |
Май-июнь |
Улучшение качества учебных материалов (повышение понятности и доступности, актуальности и соответствия учебной программе, снижение количества ошибок и неточностей); улучшение мотивации обучающихся/педагогов% повышение удобства использования ЦОР. |
Координатор, методисты-разработчики, IТ-специалисты |
|
15 |
Подготовка финальной версии программы обучения и цифровых образовательных ресурсов. |
Июнь |
Готовность программы и ЦОР к внедрению: соответствие содержания ЦОР учебной программе, удобство использования и навигация, техническая стабильность, доступность и интерактивность. Эстетический вид и дизайн. План внедрения и оценки эффективности. |
Координатор, методисты-разработчики, IТ-специалисты |
|
16 |
Разработка методических рекомендаций для педагогов по использованию ИИ в учебном процессе. |
Март-июнь |
Использование методических рекомендаций для дальнейшего совершенствования программы обучения в области ИИ в образовании. |
Методисты-разработчики |
|
17 |
Подготовка материалов для презентации проекта и его результатов. |
Июнь |
Качественная презентация проекта, эффективность выступления. |
Руководитель проекта, координатор |
|
18 |
Мониторинг реализации мероприятий плана работы |
Ежемесячно |
Совещание при директоре |
Директор, руководитель проекта |
Мероприятия
Педагогический совет-мастерская «Педагогическое проектирование: дизайн образовательного процесса с помощью ИИ-инструментов»
- ноября, четверг, 12.00, актовый зал
- Теоретическая часть
- 12.00-12.05. Тренды в образовании: 10 ключевых тенденций, Е.Г. Малеева, заместитель директора по УР
2. 12.05-12.15. «НПИ – новый подход к обучению» (из опыта участия в муниципальном конкурсе «Учитель года», Т..Ю. Замесова, учитель русского языка и литературы
- Практическая часть. 12.20-12.55.
- Открытый урок «Паронимы» (распаковка), Е.В. Прощина, учитель русского языка и литературы (презентация)
- Мастер-класс «ИИ-инструменты: с нуля до первых результатов», Л.А. Бадалян, Е.А.Седова, В.А.Бахирева, А.В. Маслова
- Мастер-класс «ИИ в образовании: польза или вред», Т.Н. Агафончикова, А.В. Карханова (статья)
- Мастер-класс «Простые советы по написанию промтов», Т.М.Киселева, учитель информатики (презентация, материалы для практической работы)
- Опыт-сессия «Не только котики», М.В. Головнева, учитель истории и обществознания (технологическая карта)
- Мастер-класс «ИИ в начальной школе», Ю.В. Стрелкова, учитель начальных классов (презентация, технологическая карта мастер-класса, конспект)
- Мастер-класс «PRO проекты: алхимия слова в эпоху ИИ», Т.Ю. Замесова, учитель русского языка и литературы
III. Рефлексия.
13.00-13.20. Интерактивный полилог «Открытый микрофон: послевкусие» (по 2-3 минуты на каждую группу)
13.20-13.30. Мониторинг «ИИ в образовании: взгляд педагога»
IV. Принятие решения педагогического совета.