Меню сайта

Заявка и паспорт

Приказ департамента образования мэрии г.Ярославля №01-05/872 от 10.10.2025 "О внесении изменений в приказ департамента образования мэрии города Ярославля от 29.07.2025 № 01-05/630" Смотреть

Приказ департамента образования мэрии г.Ярославля №01-05/662 от 20.08.2025 "О присвоении статуса муниципальной иновационной площадки, муниципального ресурсного центра образовательным учреждениям на 2025-2026 уч.год" Смотреть

 Приказ №01-10/345 от 29.08.2025 Об организации работы муниципальной инновационной площадки "Разработка и внедрение модульной программы обучения педагогов/старшеклассников навыкам использования искусственного интеллекта в образовательном процессе и созданию цифровых образовательных ресурсов" Смотреть

Приложение к приказу от 29.08.2025 № 01-10/345

Перспективный план (Дорожная карта) муниципальной инновационной площадки «Разработка и внедрение модульной программы обучения педагогов/старшеклассников навыкам использования искусственного интеллекта в образовательном процессе и созданию цифровых образовательных ресурсов»

Основная идея проекта: создание и внедрение образовательной программы, позволяющей педагогам и старшеклассникам освоить навыки использования искусственного интеллекта (ИИ) в образовательном процессе и разрабатывать современные цифровые образовательные ресурсы на основе ИИ, тем самым способствуя повышению качества образования и формированию компетенций будущего.

Цели проекта:

  1. Повышение квалификации и компетенций педагогов в области ИИ и его применения в образовании: обеспечить педагогов необходимыми знаниями, навыками и инструментами для эффективного использования ИИ в своей профессиональной деятельности, включая разработку и адаптацию учебных материалов, персонализацию обучения и автоматизацию рутинных задач.
  2. Формирование у старшеклассников знаний и навыков в области ИИ, необходимых для успешной учебы и будущей профессиональной деятельности: предоставить старшеклассникам доступное и понятное обучение основам ИИ и применению ИИ для решения образовательных и практических задач.
  3. Создание и внедрение набора качественных, доступных и адаптированных цифровых образовательных ресурсов на основе ИИ для школьного образования: разработать интерактивные уроки, тренажеры и другие цифровые ресурсы, которые можно интегрировать в учебный процесс и использовать для улучшения обучения.

Задачи проекта:

Для достижения цели 1 (Повышение квалификации и компетенций педагогов в области ИИ и его применения в образовании):

  • Разработать и апробировать обучающую программу для педагогов по ИИ в образовании, включающую теоретические и практические модули.
  • Организовать серию обучающих семинаров, тренингов и мастер-классов для педагогов с привлечением экспертов в области ИИ и образования.
  • Разработать методические рекомендации для педагогов по использованию ИИ в учебном процессе.

Для достижения цели 2 (Формирование знаний и навыков у старшеклассников):

  • Разработать адаптированный курс по основам ИИ для старшеклассников, учитывающий их возрастные особенности и уровень подготовки.
  • Организовать внеурочные занятия и кружки по ИИ.
  • Обеспечить школьников необходимым оборудованием и программным обеспечением для изучения ИИ.
  • Организовать конкурсы и олимпиады по ИИ для стимулирования интереса и развития талантов у школьников.

Для достижения цели 3 (Создание и внедрение цифровых образовательных ресурсов):

  • Провести анализ потребностей педагогов и школьников в цифровых образовательных ресурсах на основе ИИ.
  • Протестировать различные типы цифровых ресурсов, такие как интерактивные уроки, тренажеры, персонализированные учебные программы.
  • Создать библиотеку готовых цифровых образовательных ресурсов на основе ИИ и сделать ее доступной для педагогов и школьников.
  • Интегрировать разработанные ресурсы с существующими образовательными платформами и системами управления обучением.
  • Создать систему менторства, где опытные педагоги и специалисты в области ИИ будут помогать начинающим.

№ п/п

Наименование мероприятия проекта

Срок реализации проекта

Результат реализации мероприятия

Исполнители мероприятия

ЭТАП 1. Подготовительный (сентябрь-ноябрь)

Цель: формирование проектной команды, разработка концепции и детального плана проекта, анализ целевой аудитории и существующих образовательных ресурсов, налаживание партнерских связей.
 

1

Формирование проектной команды и определение ролей.
  

Сентябрь

Наличие команды из квалифицированных и заинтересованных специалистов, обладающих необходимыми компетенциями для реализации проекта. Распределение ролей, ответственности и задач между членами команды, обеспечивающее понимание каждым участником своей зоны ответственности.

Заместитель директора по УВР, руководители МО

2

Разработка концепции проекта и определение ключевых показателей эффективности.
 

Сентябрь-октябрь

Точно сформулированная и обоснованная концепция проекта, подкрепленная набором ключевых показателей эффективности, обеспечивающих возможность объективной оценки успешности реализации проекта.

Проектно-творческая группа

3

Определение целевой аудитории (педагоги и старшеклассники) и их потребностей.

Август

Мониторинг потребностей, понимание потребностей целевой аудитории.

Заместитель директора по УВР

4

Заключение соглашений о партнерстве с образовательными учреждениями.
 

Сентябрь-октябрь

Привлечение дополнительных ресурсов; укрепление связей между образовательными учреждениями.Расширение доступа к знаниям и технологиям ИИ.

Координатор проекта

5

Разработка детального плана проекта с разбивкой на задачи и определением сроков выполнения.

Август

Перспективный план: повышение эффективности работы команды за счет распределения задач и эффективной коммуникации.

Руководитель проекта, координатор проекта

6

Разработка критериев оценки эффективности программы обучения и цифровых ресурсов.

Октябрь-ноябрь

Создание системы постоянного мониторинга и оценки эффективности проекта, конкретность и измеримость показателей), выявление сильных и слабых сторон разрабатываемой программы, стимулирование повышения качества программы.

Проектно-творческая группа

7

Проведение опросов и интервью с педагогами и старшеклассниками для выявления их потребностей и ожиданий.
 

Сентябрь

Включение в программу тем, которые вызывают наибольший интерес у педагогов и старшеклассников, разработка ЦОР, соответствующих потребностям пользователей, предоставление достоверной информации об ИИ и его возможностях.

Координатор проекта

8

Разработка модульной структуры программы обучения для педагогов и старшеклассников.

Октябрь–ноябрь

Адаптированность программы обучения под индивидуальные потребности и уровни подготовки педагогов/обучающихся. Персонализация обучения.

Методисты-разработчики

9

Определение технических требований к цифровым ресурсам.
 

Сентябрь

Создание четких и измеримых технических требований к ЦОР.

 IT- специалисты

10

 Подготовка методических материалов для обучения.
 

Сентябрь- ноябрь

Создание качественных методических материалов для обучения педагогов и старшеклассников в области ИИ.Создание банка ресурсов для использования ИИ в образовательном процессе.

Замдиректора по УВР, руководители МО, методисты-разработчики

11

Проведение инструктивных совещаний по вопросам применения в образовательном процессе ИИ.

Ежемесячно

Повышение профессиональной компетентности по вопросу применения в образовательном процессе ИИ

Руководитель проекта, координатор, участники проектно-творческой группы

ЭТАП 2: Разработка и апробация (декабрь-май)

Цель: Разработка учебных материалов, цифровых ресурсов, апробация модульной программы обучения на пилотной группе педагогов и старшеклассников.

 1

Разработка учебных материалов для модулей программы обучения (теоретические лекции, практические задания, кейсы).

Декабрь-февраль

Наполнение модулей программы качественным содержанием. Внедрение инновационных образовательных технологий в процесс обучения.

Координатор, методисты-разработчики

 2

Создание цифровых образовательных ресурсов (интерактивные уроки, тренажеры, инструменты для анализа данных).

Январь-март

Создание мультимедийного контента. Адаптация контента и заданий к индивидуальным потребностям и уровню подготовки каждого обучающегося, изучение новых инструментов и методик, основанных на возможностях ИИ.

IТ-специалисты, методисты-разработчики

 3

Апробация отдельных модулей программы обучения на фокус-группах педагогов и старшеклассников.

Февраль-апрель

Оценка удобства использования и доступности ЦОР (навигация, интерфейс, техническая стабильность, адаптивность, доступность); оценка содержания модулей (ясность и понятность изложения, актуальность информации, практическая применимость, соответствие целям обучения, вовлеченность, эффективность инструментов ИИ, этичность); оценка полезности модулей для профессиональной деятельности с помощью анкетирования, наблюдения, тестирования анализа данных.

Координатор, педагоги-практики

4

Сбор обратной связи от участников апробации и внесение корректировок в учебные материалы и цифровые ресурсы.

Февраль-апрель

Объем и качество обратной связи (разнообразие методов сбора, количество участников, детализация и конструктивность отзывов, количество и эффективность внесенных корректировок). Выявление областей для дальнейшего улучшения программы.

Руководитель проекта

 5

Разработка системы оценки результатов обучения.

Февраль-апрель

Гибкость и адаптированность системы оценки к изменяющимся потребностям программы. (валидность, надежность, практичность, объективность и т.д.)

Методисты-разработчики

 6

Завершение разработки учебных материалов и цифровых образовательных ресурсов.

Апрель-май

Соответствие учебных материалов целям обучения и учебной программе. Актуальность, достоверность, методическая ценность и техническое качество учебных материалов подтверждено. Материалы приняты педагогами и обучающимися.

Методисты-разработчики

7

Проведение мониторинга успеваемости участников фокус-группы.

Февраль-апрель

Создание инструмента для улучшения процесса обучения. Формирование рекомендаций по улучшению успеваемости.

Педагоги-практики

11

Выявление проблемных мест в программе обучения и цифровых ресурсах.

Декабрь-апрель

Отчет с подробным описанием выявленных проблем, анализ причин их возникновения и рекомендации по их устранению.

Координатор, педагоги-практики, IТ-специалисты

12

Анализ результатов пилотной программы обучения.

Май

Отчет с подробным описанием всех аспектов анализа (методология, результаты, выводы, рекомендации). возможность улучшения программы.

Участники проектно-творческой группы

13

Внесение изменений и улучшений в учебные материалы, цифровые ресурсы на основе полученной обратной связи.

Май-июнь

Улучшение качества учебных материалов (повышение понятности и доступности, актуальности и соответствия учебной программе, снижение количества ошибок и неточностей); улучшение мотивации обучающихся/педагогов% повышение удобства использования ЦОР.

Координатор, методисты-разработчики, IТ-специалисты

15

Подготовка финальной версии программы обучения и цифровых образовательных ресурсов.

Июнь

Готовность программы и ЦОР к внедрению: соответствие содержания ЦОР учебной программе, удобство использования и навигация, техническая стабильность, доступность и интерактивность. Эстетический вид и дизайн. План внедрения и оценки эффективности.

Координатор, методисты-разработчики, IТ-специалисты

16

Разработка методических рекомендаций для педагогов по использованию ИИ в учебном процессе.

Март-июнь

Использование методических рекомендаций для дальнейшего совершенствования программы обучения в области ИИ в образовании.

Методисты-разработчики

17

Подготовка материалов для презентации проекта и его результатов.

Июнь

Качественная презентация проекта, эффективность выступления.

Руководитель проекта, координатор

18

Мониторинг реализации мероприятий плана работы

Ежемесячно

Совещание при директоре

Директор, руководитель проекта

Мероприятия 

                                      Педагогический совет-мастерская «Педагогическое проектирование: дизайн образовательного процесса с помощью ИИ-инструментов»

  1. ноября, четверг, 12.00, актовый зал
  1. Теоретическая часть
  1. 12.00-12.05. Тренды в образовании: 10 ключевых тенденций,   Е.Г. Малеева, заместитель директора по УР

     2.  12.05-12.15. «НПИ – новый подход к обучению» (из опыта участия в муниципальном конкурсе «Учитель года», Т..Ю. Замесова, учитель русского языка и литературы

  1. Практическая часть. 12.20-12.55.
  • Открытый урок «Паронимы» (распаковка), Е.В. Прощина, учитель русского языка и литературы (презентация)
  • Мастер-класс «ИИ-инструменты: с нуля до первых результатов», Л.А. Бадалян, Е.А.Седова, В.А.Бахирева, А.В. Маслова
  • Мастер-класс «ИИ в образовании: польза или вред», Т.Н. Агафончикова, А.В. Карханова (статья)
  • Мастер-класс «Простые советы по написанию промтов», Т.М.Киселева, учитель информатики (презентация, материалы для практической работы)
  • Опыт-сессия «Не только котики», М.В. Головнева, учитель истории и обществознания  (технологическая карта)
  • Мастер-класс «ИИ в начальной школе», Ю.В. Стрелкова, учитель начальных классов (презентация, технологическая карта мастер-класса, конспект)
  • Мастер-класс «PRO проекты: алхимия слова в эпоху ИИ», Т.Ю. Замесова, учитель русского языка и литературы

    III. Рефлексия.

13.00-13.20. Интерактивный полилог «Открытый микрофон: послевкусие» (по 2-3 минуты на каждую группу)

13.20-13.30. Мониторинг «ИИ в образовании: взгляд педагога»                                                            

      IV. Принятие решения педагогического совета.